Royale De Champagne: Производство

Производство хрусталя

Соблюдается принцип: сколько процессов – столько и рабочих рук. Это значит, если для производства вещи необходимо совершить двадцать различных процессов, то в каждый из них будет вовлечено по одному рабочему. Хрусталь ручной работы часто бывает представлен шедеврами, выполненными в ограниченных количествах  лучшими французскими мастерами.

Производство хрусталя и художественного стекла всё ещё остаётся Клондайком для исследований, как, впрочем, и любое кустарное ремесло.

Стекольных дел мастера работают только со штучным товаром. Каждая работа уникальна и является настоящим образцом высокого искусства изготовления стекла и сохранения традиций.

Хрусталь отличается от обычного стекла тем, что в его составе обязательно присутствует свинец. Оксид свинца (свинцовый сурик) придаёт хрусталю его неповторимые характеристики: плотность, чистоту и тон.

По французским канонам для сохранения стеклом статуса хрусталя содержание свинцового сурика в нём не должно превышать 24%. В 390 кг хрусталя содержится 100 кг кварцевого песка (стеклование), 47 кг оксида свинца (присадка), 48 кг порошкового поташа. При необходимости изготовления цветного хрусталя добавляется и пятый компонент, которым является краситель. В автоматическом миксере предприятия каждый день производится около 4 тонн смеси.

Добавление свинца , с содержанием  24% оксида (свинцового сурика), придаёт  хрусталю блеск, плотность, чистоту, и отличает его от стекла.

Существуют два основных этапа обработки кристалла, называемых «горячее» и «холодное» стекло.

Производство хрусталя начинается с нагревания материала, чтобы сделать его мягким и податливым для формовки. После этой стадии хрусталь охлаждают и в процессе постепенного отвердевания придадут ему форму задуманного мастером изделия.

При традиционном способе плавления используются печи-камеры с выложенными огнеупорным кирпичом тиглями. Печь-ванна состоит из 4 различных частей: площадка, вымощенная кирпичом; округлое перекрытие, выполненное из кирпича и металла; шесть тиглей (со сливным патрубком каждый), расположенные по окружности. При такой планировке источник тепла равномерно нагревает все тигли. Тепло, полученное стенками тигля, обеспечивает процесс плавления.

Тигли изготавливаются мастером гончарного дела прямо на месте и исключительно вручную. На 80% они состоят из глины и на 20% — из воды. Процесс изготовления всех 6 тиглей занимает 18 дней. Они обретают форму шаг за шагом: сначала изготавливаются основания тиглей, а затем наращивается по 20 см стенок в день. На конечной стадии мастер выполняет горловины тиглей. Терракоту получают из смеси сырой глины и воды, нарезают на бруски и выкладывают стенки тигля вручную согласно традициям.

Когда тигель обретает нужную форму, он оставляется на просушку в течение 9 месяцев. Затем, перед установкой в печь, они в течение недели подвергаются нагреванию. Каждый тигель служит в течение трёх месяцев и в нем можно выплавить 550 кг хрусталя. Гончар в своей мастерской изготавливает около 50 тиглей в год. Тигель используется для расплавления различных компонентов хрусталя.

Плавление происходит при температуре 1500 градусов по Цельсию. Процесс длится в течение 16 часов: после полудня и в течение всей ночи под постоянным наблюдением мастера плавильщика. Мастера стекольщики работают только тогда, когда заканчивается процесс плавления и хрусталь готов к формовке,  начиная с 6 часов утра до 1 часа дня.

Внутри тигля находится плавающий круг, изготовленный из огнеупорной глины, который предназначен для уменьшения плотности воздушных пузырьков в материале. Появление пузырьков вызывается высокой температурой (работа может быть выполнена только с расплавленным стеклом). Различные компоненты хрусталя смешиваются в автоматическом миксере. Перед плавлением смесь представляет собой оранжевый порошок. Такая окраска получается из-за присутствия свинцового сурика и исчезает в процессе плавления. Процесс смешивания происходит каждый день в соответствии с  технологическим расписанием следующего дня.

Затем выдуваются полости или прессуются цельные изделия. Существует четыре основных способа формовки: фиксированное выдувание (придание геометрической формы или формирование поверхности) или выдувание с вращением (округлые формы и плоская поверхность) для полых изделий; формовка цельных изделий; лепка криволинейных изделий с  их растягиванием и без такового.

После выполнения всех работ 20% хрусталя остаются неиспользованными, но при повторном использовании оставшихся материалов их общие потери составляют около 5%.

Горячее стекло:

Так как материал является гибким в течение очень короткого времени,  все этапы работы должны быть идеально организованы.

1. —  Набор жидкого стекла из печи

Это осуществляется с помощью стеклодувной трубки, которая извлекает разогретый и размягчённый материал в тигеле при очень высокой температуре, около 1250 градусов Цельсия.

 

2. —  Формовка

Вращающими движениями мастер не позволяет стеклу течь, а затем дует в трубку в течение нескольких секунд. Стекло превращается в форму колбы, меняет цвет, охлаждаясь при контакте с воздухом. Стекольщик дует до тех пор, пока кристалл не примет идеальную форму.

3. — Отжиг

Хрусталь расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении. Чтобы избежать разрыва или боя, изделие передают на отжиг при 400 ° С ,  а затем очень медленно охлаждают. 

Холодное стекло:

Этот этап включает в себя все операции по контролю, исправлению или отделке изделий после горячего формования. Существует несколько  технических возможностей в зависимости от типа изделия (стекла, графин, ваза) и  предусмотренного типа отделки.

Контроль качества начинается  в печи для остужения стекла. Проверяется чистота и точное соответствие кристалла желаемой модели. Это последний шаг перед окончательной проверкой и продажей включает в себя шлифование, удаление пятен  — отделочные работы несовершенных изделий.

Распечатать