Bernardaud, Ancienne Manufacture Royale: Исторические чашки.
Приобретенная компанией Bernardaud в 1986 году, Ancienne Manufacture Royale (AMR), является частью французской истории.
Братья Месси открыли фаянсовое производство в Лиможе в 1737 году. После того, как в 1767 году был обнаружен каолин – началось производство фарфора.
В 1774 году Людовик XVI передал AMR под покровительство своего брата, графа д’Артуа, который позже стал Карлом Х. В 1784 году AMR стала частью Севрской Мануфактуры, так как было целесообразней иметь предприятие в непосредственной близости от источника сырья. На протяжении столетий сохраняются традиционные навыки и каждое поколение ремесленников и художников передает свои знания следующему.
Сегодня Ancienne Manufacture Royale создает идентичные репродукции шедевров 18-го и 19-го веков, работая в тесном сотрудничестве с национальными и международными музеями, в которых хранятся оригиналы. Этот проект привлекает внимание к чудесным образцам французского фарфорового наследия, одновременно пересматривая историю совершенно особым образом.
ЧАШКА LITRON
Также известна как «квадратная чаша» (ее высота по размеру равна ее диаметру), она получила свое название от латинского слова «Litra», которое обозначает единицу измерения жидкости. Ее точный размер не соответствует литру, тем не менее, существует четыре вариации данной чаши. Форма блюдца, которое всегда сопровождает чашку, примечательна поднятыми краями и глубоким дном.
«Литровая» чашка впервые была представлена на заводе Vincennes в 1752 году, когда потребление горячего шоколада, чая и кофе становилось все более популярным. Так как со временем форма чайной чашки эволюционировала совершенно в отличную форму от чашки кофе, форма litron стала четко ассоциироваться с потреблением кофе. Интересен тот факт, что до конца ХХ века было вполне приемлемым выливать небольшое количество горячего кофе в блюдце, чтобы дать ему остыть перед употреблением.
Литровая чашка практически всегда идет отдельной коллекцией от обеденного сервиза: это уникальный предмет, украшенный множеством оригинальных дизайнов на форме, которая не поддается времени. Таким образом, литровая чашка представляет собой изменение стилей из разных эпох, и эта уникальная особенность делает исторические чашки и блюдца из коллекции Ancienne Manufacture Royale еще более ценными для коллекционеров.
Aux Perroquets
1777 г.
Armand старший, специализирующийся на изображении живых птиц, рисовал их, пока те находились в клетках в Саду Растений в Париже. Он наделяет их человеческими качествами. Такой подход противоречит подходу его современников, которые писали свои работы с гравюр, сделанных естествоиспытателями. Это изображение, имитирующее вышивку на шелке, является типичным для мастеров Севрского фарфора в период, когда был модным поиск эффекта различных материалов. Оригинал хранится в Национальном Музее Керамики в Севре.
Aux Papillons
1777 г.
После открытия «твердого» фарфора, Севрские мастерские приняли новый стиль, который отражен в этом изысканном узоре. Цвета ассоциируются с драгоценными материалами, а золотой фон символизирует абсолютную роскошь. Цветы смоделированы в западном стиле, а бабочки, воссозданные по энтомологическим дисплеям, окружены золотом, что напоминает о влиянии Китая, характерном для того периода.
Оригинал хранится в Национальном Музее Керамики в Севре.
Paysages a la barque
1778 г.
Художник Пьер-Жозеф Россет, который создал эту чашу в мастерских Севр, возвращается к стилю, который был моден в Версале. Талантливый художник-флорист (позже он стал специализироваться на пейзажах) работал в Севре в мастерских в течение сорока лет. Основание чаши характеризуется дизайном «куропаткин глаз», воссоздавая таким образом стиль эпохи и подчеркивая уникальность этой чашки. Оригинал чашки принадлежал миссис Адольфа Тьера, которая завещала его музею Лувр в 1880 году.
Оригинал хранится в Лувре.
Catherine II de Russie
1778-1779 гг.
Эта чашка является частью одного из самых дорогих и больших сервизов, когда-либо созданных Сервскими мастерскими в XVIII веке. Заказанный Екатериной Великой, страстной собирательницей камей и инталий, пон потребовал труда 44 художников и ремесленников на протяжении двух лет, или другими словами — примерно всей мужской силы на заводе. Его 744 предмета могут накрыть стол на шестьдесят персон.
Оригинал хранится в Эрмитаже, г.С.Петербург.
Aux Dauphins
1781 г.
Здесь мы являемся свидетелями празднования дня рождения князя Франции (часто символизируется дельфином), первого сына Людовика XVI и Марии-Антуанетты, который умер в возрасте восьми лет. Севрские мастерские использовали богатство своих ресурсов, чтобы выполнить дизайн, достойный принца. Оригинал принадлежал Маршалу де Сакс, а затем знаменитой писательнице Жорж Санд.
Оригинал хранится в Музее Адриана Дюбуша.
Venus corrigeant l’amour
1778 г.
Эти очаровательные сцены изображают Венеру и Амура, очень популярных персонажей времен 18-го века. Они являются произведениями позолотчика Бодуэна-старшего и художника Чарльза Николя Додина, специалиста по изображению детей. Виртуозность последнего сделала его самым популярным художником Сервских мастерских. Компания доверила ему свои самые престижные заказы, такие как стол Мадам дю Барри, и обеденные сервизы для Людовика XVI.
Оригинал хранится в Музее Декоративного Искусства в Париже.
Ronde d’enfants
1782 г.
Неоклассический период стал свидетелем растущего курса или стиля великой простоты, сохраняя при этом вкус к роскошным дизайнам. Этот предмет является потрясающим примером работы Севрских мастерских, продуктом работы художника и мастера по позолоте Жан-Жак Пьера младшего. Дети, нарисованные в золоте на фарфоре, являются заимствованными мотивами эпохи Возрождения, и позиционируя его как прямое продолжение классицизма.
Оригинал хранится в Национальном Музее Керамики в Севре.
Paysages aux oiseaux
1786 г.
Тема птиц возвращается в моду в XVIII веке. После периода реализма, который преобладал во времена публикации Бюффона «Естественная история птиц», здесь мы видим возвращение к более фантастическим изображениям. Денис Леве, который произвел эту чашу в мастерских Севр, был замечательным художником, и его часто звали работать с орнитологами.
Оригинал хранится в Музее Декоративного Искусства в Париже.
Chinois dans un jardin
1783 г.
Художник Денис Леве и позолотчик Жан-Жак Дье создают удивительное произведение Севрских мастерских, в котором сочетаются фиолетовый цвет фарфора Meissen, китайские мотивы, модные в то время, и обильное использование золотой стиля Севра. Дополнительную ноту оригинальности придает китайская сцена в восхитительном саду, изображенном при помощи эмалированной меди.
Оригинал хранится в Национальном Музее Керамики в Севре.
Aux Chinois
1793-1802 гг.
Темно-фиолетовый цвет был редкостью в 18 веке в Европе, и его было чрезвычайно трудно получить на фарфоре. Севрские мастерские быстро ответили на вызов, и изобразили эти «китайские сцены» в золотом медальоне (художник Ле Гуай). Декоративный занавес подчеркивает театральность изображения.
Оригинал хранится в Национальном Музее Керамики в Севре.
Nature morte aux peches
прибл. 1795 г.
Этьен-Анри Ле Гуай, работавший в мастерских с 1793 по 1800 г., производил миниатюры и натюрморты. Специалист-флорист и мастер по работе с золотом, он создал этот дизайн, как если бы это была масляная живопись. Это стиль, который Севрские мастерские разрабатывали в течение многих лет. Очаровательная прелесть чашки в необычайной гармонии роскошного медальона и богатого фона.
Оригинал хранится в Национальном Музее Керамики в Севре.
Cantharide
1789 г.
Ритуал очищения, проводившийся каждые пять лет в Риме, вдохновил мастеров Севра на создание дизайна этой чашки. Преимущественно в нем представлены фрукты и ароматы, а также порошок шпанской мушки, обладающий эффектом афродизиака, и отражена связь с культом Бахуса. Цветовая палитра напоминает золотисто-зеленый цвет тела шпанской мушки — насекомого, которое после сушки превращают в порошок.
Оригинал хранится в Национальном Музее Керамики в Севре.
Le Timbalier chinois
1789 г.
Мотивы Шинуазри (или «китайщина») встречается гораздо реже, чем рокайль или неоклассицизм. Впервые стиль, понравившийся Мадам де Помпадур, стал популярен среди членов королевской семьи при Людовике XVI. Во время его правления Сервские мастера разработали искусство миниатюры, нанимая мастеров по работе с эмалями, которые обладали специальными художественными навыками и техниками. Эти художники, такие как Жан Буше, создавший эту чашку, считались лучшими в своей области.
Оригинал хранится в Музее Декоративного Искусства в Париже.
Aux fleurs des champs
прибл. 1790 г.
Натурализм в дизайне этой чашки, на удивление свободный, демонстрирует желание художника модернизировать ее стиль. Серый фон, крайне редкий в керамике, усиливает её самобытность. Чаша была произведена парижским производителем Dihl и Guerhard, бывшим на пике популярности между 1800 и 1810 с его знаменитым мраморным фоном.
Оригинал хранится в Музее Адриана Дюбуша в Лиможе, Франция.
Aux Aigrettes
1792 г.
И снова — природный дизайн, созданный Этьеном Эвансом, непревзойденным художником, мастером изображения насекомых и птиц, который работал в Севрских мастерских более пятидесяти лет. Почти научное изображение хохлатой цапли вместе с тем не оставляет никаких сомнений в том, что эстетическое чувство преобладает в идеалистических отношениях художника с природой, что схоже с творчеством Жан-Жака Руссо.
Оригинал хранится в Музее дё л’Иль-дё-Франс.
Portrait de Bonaparte
1803 г.
Эта чашка шоколадного цвета, напоминающая чашу, украшена портретом Бонапарта в одежде президента Итальянской Республики, до того как он стал королем Италии в 1805 году. Петушок, который является символом республиканцев, украшает фиолетовое блюдце. Портрет Бонапарта — должно быть одно из самых первых изображений будущего императора на Севрском фарфоре. Он был срисован осенью 1803 года главным художником фарфорового завода Клодом-Шарлем Жераром.
Portrait de Josephine
1804 г.
В этой паре, где чашка напоминает чашу, потрясающе сочетаются две противоположных стороны Жозефины — жесткий политик и заманчивая императрица. Императорский зеленый цвет чашки с золотым ободком символизирует ее как политика, а ее очарование находит свое отражение в нежно изогнутой форме и тонких золотых цветах на зеленом фоне. Это очарование дополняется портретом молодой императрицы, ее тонкая красота только усиливается благодаря удивительно красивому орнаменту. Этот изысканный портрет был написан мадам Жакото, одной из лучших художниц завода Севрского фарфора.
Jeux de Cartes
1805-1845 гг.
Парижский производитель Nast, славящийся своим чистейшим фарфором, поместил белые карты на черном фоне, и таким образом продемонстрировал свое превосходство над остальными производителями в поисках самого ослепительного белого цвета. Изысканность дизайна заключается в сочетании популярного образа карточных игр и особенно золота, используемого на чашке, которая очень ценилась среди состоятельных клиентов во времена Наполеона.
Оригинал хранится в Музее Декоративного Искусства в Париже.
Vue de Philae
с 1808 по 1810 гг.
Идентичная копия кофейного сервиза в Египетском стиле, изготовленного на Севрской Национальной Фабрике и представленного во Дворце Тюильри 31-го марта 1810 на свадьбе Наполеона и Марии-Луизы. Блюдце украшено портретом телохранителя и камердинера Рустана Мамелюка, который служил Наполеону с 1799 по 1814 год. Наполеон так любил этот сервиз, что он взял его с собой, когда его сослали на остров Святой Елены.
Оригинал хранится в Лувре.
Hieroglyphe
прибл. 1810 г.
Идентичная репродукция чашки и блюдца Litron, произведенных около 1810 года парижской фабрикой Nast. Вкус к египетским украшениям набрал беспрецедентный оборот во Франции во времена Египетской кампании. Эта чашка является прекрасным примером. На создание данного дизайна вдохновили памятники Древнего Египта и репродукции подлинных надписей, зачастую неточные.
Оригинал хранится в Национальном музее замков Мальмезон и Буа-Прю, Франция.
Aux Oiseaux
1810 г.
И снова — природный дизайн, созданный Этьеном Эвансом, непревзойденным художником, мастером изображения насекомых и птиц, который работал в Севрских мастерских более пятидесяти лет.
И вновь изображение хохлатой цапли, не оставляющее никаких иллюзий: эстетические чувства преобладают в отношениях автора с природой.
Оригинал хранится в Национальном Дворце Мальмезон в Руэль-Мальмезон, Франция.
Aux Tulipes
прибл. 1800 г.
Под влиянием работ Шарля Персье и Франсуа Фонтена, архитекторов Наполеона, которые были страстно увлечены ландшафтным дизайном, производители фарфора «Диль и Герар» играли с изображением цветочного мотива. Они создали дизайн текущих линий и контрастных цветов, которые работают, чтобы размыть реалистичное видение с идеализированной стилистикой. Золотой фон подчеркивает драгоценную природу, при этом он абстрагирован от пышного цветка.
Оригинал хранится в Музее Декоративного Искусства в Париже, Франция.
Paysage a l’or
прибл. 1800 г.
Матовый красный фон и техника украшения золотом, называемая «а l’еffet» характеризуют парижских декораторов начала 19 века. После обжига, с помощью мелкозернистых твердых материалов, матовое золото точечно полируется, таким образом создаются мотивы, пейзажи и различные декорации. Для дополнительного эффекта художник из мастерских Pouyat использовал золото различных цветов.
Оригинал хранится в Музее Адриана Дюбоша в Лиможе, Франция.