Lampe Berger: История бренда

Первые упоминания о лампе Берже относятся к концу 19-го — началу 20-го столетия. Считается, что история компании берет свое начало в 1898 году, когда помощник фармацевта Морис Берже создал свою первую лампу, предназначенную для очищения воздуха и дезинфекции в больничных палатах парижских госпиталей. Как бы к ней ни относились сегодня – как к прибору, созданному для очищения воздуха, или как к предмету интерьера, несомненно одно – уже более ста лет лампа Берже создает удивительную атмосферу ароматов в доме. Пройдя через две мировые войны, лампа Берже восстала словно «Феникс из пепла», и уже сразу после окончания Второй мировой войны началось массовое производство недорогих ламп Берже. Позже стали создаваться авторские коллекции ламп, над которыми сегодня работают одни из лучших дизайнеров мира.
В годы промышленного подъема результаты многочисленных изобретений и научных открытий стали доступны представителям практически всех социальных слоев населения. Благодаря французскому химику и микробиологу Луи Пастеру, который является одним из основоположников микробиологии, бактериологии и иммунологии, а также его ученикам, была доказана прямая взаимосвязь между гигиеной и здоровьем человека – присутствие в воздухе микрочастиц и микроорганизмов стало действительностью. Отныне разнообразные бациллы, микробы и вирусы, которые являлись главными причинами заболеваний человека и животных, стали невидимыми врагами, с которыми необходимо было бороться самыми радикальными методами.

Вместе с улучшением условий жизни возникло естественное желание людей защищаться от разнообразных микробов и дурных запахов. Начались активные исследования в области дезинфекции и очищения воздуха в закрытых помещениях, которые очень быстро нашли свое применение на практике. Постепенно начала развиваться целая индустрия, внимание которой поначалу было направлено лишь на больницы, госпитали, морги, скотобойни и предприятия с неблагополучной экологической обстановкой. Однако вскоре люди все больше и больше стали задумываться об очищении воздуха и в своих домах.

Сегодня существует множество разнообразных приборов для дезинфекции, уничтожения бактерий и очистки воздуха в закрытых помещениях. В принципе, все они, независимо от своего названия, бывают двух видов:
— приборы, основанные на естественном испарении;
— диффузоры (распылители) или гигиенические горелки, в основе действия которых заложен принцип каталитического горения.

Именно ко второму типу приборов относится знаменитая лампа Берже, принцип действия которой основан на каталитическом горении. Первая лампа Берже состояла из стеклянного сосуда, куда заливался спиртовой раствор, и каталитической горелки, которую и запатентовал Морис Берже. Она явилась практическим применением изобретения, которое относится к середине 19-го столетия.

КАТАЛИТИЧЕСКОЕ ГОРЕНИЕ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ
1898 – 1909

Юстус фон Либих (1803 - 1873)

Юстус фон Либих (1803 — 1873)

Принцип действия всех гигиенических горелок или диффузоров основан на каталитическом горении. Большинство читателей, за исключением тех, кто хорошо разбирается в химии, вряд ли знают что это такое. Поэтому, необходимо внести некоторую ясность.

Принцип каталитического горения был открыт благодаря исследованиям двух ученых-химиков: немца Юстуса фон Либиха (1803 — 1873) и Шарля Жерара из Эльзаса (1816 — 1856), которого считают одним из изобретателей ацетилсалициловой кислоты, более известной как аспирин.

К 1850 году эти два ученых, которые в то время работали вместе (Юстус фон Либих был учителем Шарля Жерара), обнаружили, что при соединении этилового или метилового спирта с нагретой платиной выделяются альдегиды (химические соединения).

Кроме того было доказано, что благодаря этой химической реакции выделяются не только альдегиды, но и кислород и озон. А, как известно, все эти три компонента являются идеальными средствами для дезинфекции и очистки воздуха. К тому же было обнаружено, что при каталитическом горении метилового спирта, известного также как «древесный спирт», выделяется особый вид альдегида — альдегид муравьиной кислоты, более известный как формальдегид. Наверное, все студенты помнят резкий и едкий запах этого газа, распространяемый во время опытов на уроках химии.

Шарль Жерар (1816 - 1856)

Шарль Жерар (1816 — 1856)

К сожалению, это открытие не нашло практического применения в те годы – это произошло лишь тридцать лет спустя, когда начался период активных научных исследований в области химии. Благодаря целой плеяде ученых и изобретателей это открытие нашло применение не только в сфере промышленности, но и в домашнем хозяйстве.
Применение научного открытия, которое в первую очередь интересует нас, произошло в период между 1890 и 1900 годами. Именно в это время было оформлено и зарегистрировано несколько патентов, а также совершены первые, более или менее успешные попытки внедрить новые приборы в жизнь.

Стоит отметить, что поначалу не существовало специальных терминов или названий этих изобретений – в основном, их называли газовыми или спиртовыми лампами, либо просто лампами или горелками. Поэтому, для того чтобы избежать недоразумений, решено было добавить к названию каждого изобретения имя его автора. Таким образом, на рынке появились три вида приборов, созданных для очищения воздуха в помещениях:

— гигиеническая лампа Мюллера (Muller hygienic lamp);

— антисептическая горелка Гуаско (Guasco antiseptic burner);

— гигиеническая лампа Берже (Berger hygienic lamp).

Среди этих трех изобретений первые два являлись предшественниками лампы Берже. Дело в том, что Луи Мюллер и Андре Гуаско запатентовали и внедрили в жизнь свои изобретения значительно раньше Мориса Берже. Однако из всех троих на рынке смог «выжить» лишь Берже. Его дело живет и процветает и в наши дни — ежегодно по всему миру продается несколько сотен тысяч ламп Берже.

Сегодня лампа Берже по праву считается гордостью Франции, неотъемлемой частью французского промышленного наследия, и узнаваема во всем мире – наряду с легендарным автомобилем 2CV Citroёn, бутылкой воды Perrier и леденцами cachou Lajaunie. Лампе Берже посвящена целая глава книги Qualités, Objets d’en France (авторы Bernard Chapuis и Ermine Herscher), в которой описаны сто самых известных французских изобретений, товаров и продуктов за последнее столетие.

Однако все же стоит обратить отдельное внимание на двух предшественников, изобретения которых в той или иной степени вдохновили Мориса Берже.

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ЛАМПА МЮЛЛЕРА

Луи Мюллер был владельцем сети парижских аптек Pharmacie de l’Europe. Пожалуй, его можно считать первым человеком, который воплотил изобретение Юстуса фон Либиха и Шарля Жерара в жизнь, а в 1892 году поставил его и на коммерческую основу.

Как это ни парадоксально звучит, но Мюллер даже не подал заявку для того, чтобы запатентовать свое изобретение – в архивах Бюро по регистрации промышленной собственности (Bureau de la Propriété Industrielle – современное название INPI) остались лишь две отметки о регистрации его приборов: Ozogène и Ozonine. Первый прибор описан как «специальный диффузор с жидкостью», а второй – как «антисептическая жидкость».

В 1896 году эти два прибора пользовались уже довольно неплохим спросом, причем к тому времени Ozogéne продавался в парижских аптеках уже на протяжении нескольких лет. По сути, название этого прибора (Ozogéne) является неологизмом, что буквально означает «производитель озона».

В ноябре 1895 года в приложении к журналу Le Petit Journal вышла первая реклама с подробным описанием прибора Ozogéne. Также вплоть до 1897 года реклама прибора регулярно появлялась на страницах журнала L’Illustration.

В основном лампу Мюллера можно было приобрести в аптеках, либо посредством заказа по почте. Комплект представлял собой шикарную картонную коробку, в которой находились бутылка с жидкостью Ozonine, небольшой флакон (бюретка) с парфюмерным раствором, стеклянная пипетка и специальная ткань для чистки лампы, которая напоминала наждачную бумагу. Такой внушительный набор указывал на то, что обращение с прибором было далеко не простым. К тому же для правильного использования лампы требовался только 96-процентный спирт.

Всего к продаже предлагалось десять моделей ламп Мюллера, которые были выполнены из стекла или хрусталя (самые первые лампы были изготовлены из хрусталя всемирно известной фирмы Baccarat). Каждая лампа имела персональный номер, который был выгравирован на флаконе, а также на крышке (если лампа была изготовлена из хрусталя).

Начиная с 1900 года лампы Мюллера стали продаваться в парижской аптеке Bailly, где в то время в качестве фармацевта работал Морис Берже.

Производство и продажа ламп Мюллера были прекращены в 1907 году, как раз тогда, когда появились первые лампы Берже (хотя многие считают, что это было просто совпадением). К тому же, к этому времени на рынке появилось новое изобретение – горелка Гуаско.

АНТИСЕПТИЧЕСКАЯ ГОРЕЛКА ГУАСКО

Практически вся жизнь Андре Гуаско была посвящена изобретениям. Он является обладателем нескольких патентов, все из которых связаны с процессами очистки и дезинфекции воздуха. Особого внимания заслуживает его антисептическая горелка абсолютно новой системы, которая была запатентована 30 июня 1897 года. Сам Гуаско описывал свое новое изобретение как горелку, в которой находился фитиль и диск с платиновым напылением. По своему внешнему виду она совсем не напоминала комплект с флаконом (лампой), которую в недалеком будущем представит на суд общественности Морис Берже. С другой стороны стоит отметить тот факт, что горелка Гуаско является первым прибором, запатентованным на территории Франции, процесс работы которого основан на каталитическом горении.

Для того чтобы поставить свое производство на коммерческую основу, Андре Гуаско зарегистрировал свою собственную компанию, которую назвал Compagnie Française d’Assainissement par le gaz Guasco. В 1897 году, в Париже на улице rue de Chazelles он открыл свой первый магазин. Начиная с 1912 года, бизнес Гуаско объединился с компанией Galaine. Вскоре после этого был прекращен выпуск горелки, однако на протяжении еще нескольких лет компания продолжала выпускать и продавать различные приборы для очищения и дезинфекции воздуха, изобретенные Андре Гуаско.

В начале 20-го столетия, в попытках составить конкуренцию продукции Мюллера и Гуаско, еще несколько производителей пробовали внедрить на рынок свои изобретения. Однако, в основном, эти попытки не приносили никаких результатов. Диффузоры (распылительные системы) Ozonateur-Roubleff и Hygie (работала на эссенции эвкалипта), лампа Chazal – все эти изобретения продержались на рынке совсем недолго.

Именно в этот период (с 1897 по 1906 годы) на рынке стали появляться первые лампы Мориса Берже, хотя точная дата их появления так и осталась неизвестной.

МОРИС БЕРЖЕ

Морис Берже (фото 1910 г.)

Морис Берже (фото 1910 г.)

Несмотря на знаменитую на весь мир лампу Берже, о жизни ее изобретателя известно крайне мало. По-видимому, отчасти это связано с происхождением Мориса Берже (он был незаконнорожденным ребенком).

Берже родился 2 декабря 1866 года в Париже. Его матерью была 24-летняя одинокая кухарка Аделин Огюстин Жакарт, уроженка городка Coulombs (департамент Seine-et-Marne). Только лишь в следующем году, 6 мая 1867 года он был зарегистрирован как сын швейцарского гражданина Луи Франсуа Самуэля Берже, который в то время работал торговым представителем в Париже. Свадьба между Аделин Жакарт и Луи Берже состоялась в ноябре 1868 года в родной деревне жениха под названием Eclepens (швейцарский кантон Vaud).
Детство Мориса Берже прошло в Париже, где-то в районе Восточного вокзала (Gare de l’Est). К сожалению, более подробных данных о детстве Берже не сохранилось. Известно, что у него была сестра (на пять лет младше Мориса), но никаких подробностей о ней неизвестно.

Когда Морису было 19 лет, скончался его отец. Как раз в это время он начал свою профессиональную карьеру как фармацевт. Согласно некоторым источникам, в то время Берже работал фармацевтом в парижской аптеке Bailly. Она была расположена на улице rue de Rome (до сих пор находится на этом месте и функционирует) и считалась лучшей аптекой Парижа. Более того, эта аптека имела свою собственную фабрику по производству лекарств, которая находилась в департаменте Nogent-sur-Marne.

Именно во время работы в аптеке Bailly Берже начал разрабатывать свое будущее изобретение, которое впоследствии получило его имя и прославилось на весь мир.

В период с 1905 по 1909 годы он работал в аптеке Delouche, которая располагалась в пригороде Парижа. По свидетельствам журнала Le Magazine Illustré от 9 декабря 1947 года, именно в этот период в продаже появились первые лампы Берже.

Что касается личной жизни, то несколько раньше, в 1890 году он влюбился в Мари-Генриетту Тома – 21-летнюю горничную одного из парижских отелей. В следующем году, в январе она родила ему дочь, которую назвали Маргаритой. Однако она не была признана дочерью Берже, поскольку была рождена вне брака. В 1903 году, в возрасте 37 лет Морис женился на Элен Роуз Реймонд – акушерке из городка Levallois-Perret, которая была младше его на полгода. До знакомства с Берже она некоторое время жила в России, в Москве, где работала в доме польского князя в качестве домохозяйки и детского учителя французского языка. Детей у них не было, и после смерти Мориса Берже она уехала в свой родной город (недалеко от Гренобля), где и умерла в 1948 году в возрасте 81 года.

В начале 1910 года Морис Берже открыл в Париже свой первый магазин под названием L’Ozosenteur, где стали продаваться его лампы. Магазин располагался недалеко от церкви La Madeleine, по адресу: rue Duphot, 18. Берже самостоятельно руководил своим бизнесом вплоть до 1927 года, когда решил уйти на покой. После этого он жил практически «на два дома» — в Париже, на улице rue de Berri и в городке Сессен (Seyssins, департамент Isère). В последние годы жизни Берже постоянно страдал от повышенного артериального давления, и 1 марта 1930 года у него внезапно случился сердечный приступ, во время которого он скоропостижно скончался. Морису Берже было 64 года. Он похоронен на старом кладбище Levallois-Perret, которое находится в пригороде Парижа.

ПОДЪЕМ
1910 – 1929

Стоит отметить, что успешная торговля в парижском магазине Берже на rue Duphot, 18 началась не сразу. Морис Берже обосновал свой магазин в помещении, где до этого находилась обувная лавка, включающая в себя само помещение, подсобные мастерские и внутренний дворик.

Прямо над магазином находилась квартира, в которой проживал сам Морис. Само место для магазина было выбрано очень удачно: поблизости находилось множество крупных магазинов (прямо по соседству известный универмаг Trois Quartiers). Первое время в магазине работал всего лишь один продавец; ассортимент включал в себя два изобретения Мориса: гигиеническую лампу Берже и прибор под названием L’Ozosenteur. Он представлял собой аппарат, принцип действия которого был основан на процессе испарения. Этот прибор был специально спроектирован для туалетов (по крайней мере, так считалось в то время) и ванных комнат. Количество моделей было ограничено: три вида приборов L’Ozosenteur и около 5-6 видов лампы Берже. Помимо торговли в своем магазине, Берже поставлял свою продукцию в несколько крупных парижских магазинов, среди которых был знаменитый универмаг Le Printemps. Судя по всему, в то время Берже совсем не предполагал какой успех ожидает его лампу в будущем: ведь даже свой магазин он назвал в честь второго прибора — L’Ozosenteur.

Вскоре началась Первая мировая война, но поскольку возраст у Берже считался уже не призывным (в то время ему было 48 лет), он остался в Париже, где продолжил свою работу. В начале двадцатых годов бизнес Берже начал постепенно развиваться – его лампы стали известными на весь Париж, и оборот магазина L’Ozosenteur рос изо дня в день. В 1922 и 1923 годах реклама ламп Берже стала появляться в популярных французских газетах и журналах, таких как L’Illustration и Lectures pour tous.

В это время Берже начал принимать участие в различных международных выставках, где он получил несколько наград. В общей сложности в период с 1912 по 1925 годы Берже был награжден четырьмя золотыми медалями различных престижных выставок. Первые две он получил в 1912 году на международной выставке Exposition Internationale d’Economie Ménagère, которая проходила в Италии, в Риме. В 1925 году на известной парижской выставке Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels de Paris лампа Берже получила главный приз и была признана лучшей в номинации Chambre Syndicale des Accessories de Pharmacie. В том же 1925 году он получил главный приз на международной выставке Exposition Internationale de la houille blanche et du tourisme, которая проходила в Гренобле. Берже принимал в ней участие, поскольку его жена была родом их этих мест.

К этому времени бизнес Берже уже можно было смело называть процветающим, однако он сильно устал, и в 1926 году, в возрасте 60 лет принял решение уйти на покой. Берже категорически не хотел продавать свое дело и, посоветовавшись со своей семьей и коллегами по работе, связался с одним крупным промышленником, который в то время как раз искал место для своих инвестиций. Как окажется, этот человек, которого звали Жан-Жак Файо, сыграет ключевую роль в будущем развитии и процветании компании Мориса Берже.

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ
РАСШИРЕНИЕ АССОРТИМЕНТА

В 1911 году в каталоге Берже было представлено всего лишь три вида ламп. Две модели были выполнены из стекла, а третья – из хрусталя. Все три были изобретены Берже под влиянием снятой с производства лампы Мюллера. В период с 1920 по 1927 годы Морис изготовил еще несколько видов ламп, таким образом, к началу 1927 года в каталоге Берже насчитывалось уже около десяти различных моделей.

Всего лишь за несколько месяцев 1927 года новый управляющий компанией Берже Жан-Жак Файо увеличил ассортимент, доведя его до более чем ста моделей! Отныне ассортимент ламп Берже удовлетворял любым запросам и был рассчитан на любой вкус и кошелек. Самая дешевая лампа Берже, изготовленная из цветного стекла продавалась по цене 20 французских франков (в пересчете – около 8 современных евро), в то время как самая роскошная модель из хрусталя знаменитой фирмы Baccarat (с основой и ручками из бронзы) стоила 1500 франков (около 600 евро).

ОРИЕНТИР НА РОСКОШЬ

Несмотря на увеличившийся ассортимент ламп Берже, Жан-Жак Файо очень тщательно подходил к вопросу выбора поставщиков стекла. Он работал только с самыми известными французскими компаниями, специализирующимися на декоре, а также изготовлении флаконов для парфюмерии и распылителей. Таким образом, поставщиками стекла для ламп Берже были такие знаменитые производители как Lalique, Gallé, Baccarat, Saint-Louis-d’Argental и Camille Tharaud (эта компания немного позже станет знаменитым производителем фарфора).

Подобное сотрудничество, говорило о том, что новый управляющий компанией Берже в первую очередь думал об эстетике и качестве выпускаемой продукции. И уже вскоре, именно благодаря ему лампа Берже встала в один ряд с товарами, которые считались предметами роскоши.

При этом он никогда не забывал и о клиентах со скромным достатком — в его каталоге всегда имелись недорогие лампы из белого и цветного стекла (некоторые из них экспортировались из Чехословакии). Что касается керамики, то помимо производителя фарфора – компании Camille Tharaud, Жан-Жак Файо сотрудничал с фабрикой Gabriel Fourmaintraux, которая располагалась в городке Desvres (департамент Pas-de-Calais). На этой фабрике керамических изделий, по заказу компании Берже изготавливались великолепные модели ламп, которые расписывались вручную.

Таким образом, Жан-Жак Файо сумел коренным образом изменить имидж компании Берже, который до этого ассоциировался лишь с приборами для дезинфекции воздуха. Теперь лампу Берже стали считать скорее желанным предметом интерьера, нежели аппаратом для очистки воздуха. В основном, вся реклама компании была рассчитана на богатого и интеллигентного клиента. Что же касается менее обеспеченных потребителей, то даже недорогие лампы Берже позволяли им хоть немного ощутить чувство роскоши в своих домах.

РЕКЛАМА И РАСШИРЕНИЕ ТОРГОВЛИ

Теперь, когда Жан-Жак Файо расширил ассортимент компании и наладил связи с поставщиками, перед ним встала новая цель – о лампах Берже должен узнать каждый! И вновь он продемонстрировал свои незаурядные организаторские способности, тщательно продумав и блестяще проведя масштабную рекламную кампанию.
Ни одна компания до этого не осмеливалась размещать свою рекламу на целый разворот страницы самой популярной еженедельной газеты Франции того времени: L’Illustration. В начале двадцатых годов Морис Берже и его основные конкуренты время от времени размещали рекламные модули своих товаров в этой газете, но, как правило, они были очень небольших размеров.

Жан-Жак Файо решил не только разместить рекламу компании Берже на целый разворот страницы L’Illustration – он делал это на протяжении двух месяцев подряд (ноября и декабря) для того, чтобы понять, какова будет реакция покупателей. Файо поставил себе цель – лампа Берже должна стать традиционным подарком на Рождество или на День Благодарения, а ее приобретение ассоциироваться исключительно с хорошим вкусом и манерами покупателя.

Для того чтобы эта стратегия дала результат, необходимо было добиться того, чтобы потенциальный покупатель мог без труда найти лампу в Париже. Однако Морис Берже не хотел, чтобы его лампы продавались повсюду. Как уже отмечалось выше, помимо магазина Берже, его лампы можно было купить лишь в нескольких крупных парижских универмагах.

Жан-Жак Файо, наоборот, считал, что следует расширять розничную торговлю, и даже настаивал на том, что лампы Берже, помимо крупных универмагов, следует продавать в табачных (именно для того, чтобы подчеркнуть их необходимость) и парфюмерных магазинах. Таким образом, уже вскоре лампу Берже можно было приобрести практически в любом районе Парижа, а также на Лазурном Берегу, где всегда было сосредоточено довольно большое количество обеспеченных людей. Тем не менее, до начала Второй мировой войны больше всего ламп продавалось в парижском магазине Берже на rue Duphot, 18.

В это же время начинаются первые поставки ламп Берже за рубеж. Первые соглашения были достигнуты с торговыми агентами Британской империи, и уже вскоре лампу Берже можно было приобрести в Лондоне. В 1930 году вышел первый рекламный буклет на английском языке, а во французской рекламе стал постоянно указываться список иностранных продавцов ламп Берже.

Начиная с этого времени, лампы Берже стали продаваться по всему миру. Однако доля экспорта в компании Берже занимала в то время еще довольно незначительную часть.

 «ЗОЛОТОЙ ВЕК» ЛАМПЫ БЕРЖЕ

1930 – 1939

Среди огромного количества товаров этого периода было по-настоящему много роскошных вещей – впервые после окончания войны на полках магазинов появилось такое количество престижных и высококачественных изделий. Недаром этот период называют «Золотым веком» лампы Берже.

ЛАМПА БЕРЖЕ КАК ПРЕДМЕТ РОСКОШИ

Экономическая ситуация в послевоенной Франции была относительно стабильной, и казалось, что мировой экономический кризис, начавшийся в октябре 1929 года после краха Нью-Йоркской фондовой биржи, не докатился до ее границ. Ужасы Первой мировой войны стали понемногу забываться, а новый военный конфликт, из-за которого в недалеком будущем разразится очередная мировая война, пока еще не назревал. Французы жаждали удовольствий, развлечений и роскоши. Создавалось такое впечатление, что люди хотели не упустить шанс и успеть насладиться моментом, перед тем, как окунуться в кошмар новой мировой войны.

Спрос на красивые и роскошные вещи был невероятно велик, что способствовало появлению успешных и талантливых создателей. Помимо богатых людей, их произведениями начала интересоваться не только так называемая «интеллигенция», но и люди из более скромных социальных слоев населения. Жан-Жак Файо стремился сотрудничать с этими мастерами, извлекая, таким образом, прямую выгоду для компании Берже, и принося ей популярность и славу. Среди клиентов магазина на rue Duphot, 18 стали замечать знаменитых людей Парижа, таких как Колетт и Жан Кокто, которые регулярно приобретали здесь свои любимые модели ламп. В своей автобиографии Жан Марэ упоминает о двух встречах с Жаном Кокто, которые состоялись в 1938 году. Во время обеих этих встреч Кокто пользовался лампой Берже для того, чтобы уничтожить запах опиума, который он курил. Первая встреча состоялась в номере одного из парижских отелей, а вторая – в спальном вагоне поезда. Также в своих мемуарах он упоминает Пабло Пикассо, который восхищался одним из парфюмерных ароматов лампы Берже. Он называл его самым «умным» ароматом из всех существующих в мире.

Накануне праздников, особенно таких как Рождество и День Благодарения, в магазин приходило такое количество покупателей, что они были вынуждены выстраиваться в длинную очередь. Поэтому в эти дни, для того, чтобы удовлетворить такой повышенный спрос, приходилось увеличивать количество работников магазина.
Стоит отметить, что желание людей приобретать оригинальные и высококачественные изделия, которые к тому же являлись авторскими работами, приносило в то время очень хорошую прибыль. А именно такими изделиями и были лампы Берже. Ведь каждая лампа была изготовлена только из благородных материалов – высококачественного стекла, хрусталя или фарфора (фарфоровые лампы были расписаны вручную). А такие вещи в то сложное послевоенное время встречались не слишком часто.

В 1938 году на крупной парижской выставке Salon des Arts Ménagers компания Берже была признана лучшей в номинации «Office National des Recherches Scientifiques et Industrielles et des Inventions» и награждена золотой медалью. Стоит отметить, что среди двадцати трех победителей этой выставки в других номинациях, были такие знаменитые компании как Alsthom, Pyrex и Singer.

«Золотой век» лампы Берже закончится с началом Второй мировой войны, но уже чуть раньше, в 1935 году Францию охватил экономический кризис – многие компании и предприятия начали испытывать серьезные трудности и закрывать свой бизнес. Однако прежде чем коснуться этого сложного и болезненного периода, стоит поподробнее остановиться на «Золотом веке» лампы Берже и рассказать о тех великих дизайнерах и мастерах, которые внесли в развитие компании свой неоценимый вклад. Ведь именно благодаря им лампа Берже превратилась из обычного аппарата для дезинфекции воздуха в настоящее произведение искусства.

LALIQUE (ЛАЛИК)

В то время как изделия из стекла компании Gallé были выполнены в стиле Ар Нуво, модели Lalique, которые эта компания изготавливала специально по заказу Берже, были проникнуты стилем Ар Деко, который был невероятно популярен в начале двадцатых годов прошлого века. С этим знаменитым производителем стекла и хрусталя компания Берже постоянно сотрудничала начиная с 1927 года и вплоть до начала Второй мировой войны.

Согласно утверждениям Феликса Марсильяка (Felix Marcilhac), который является составителем каталога всех работ Lalique, в тот период компания изготавливала для Берже три модели ламп, одна из которых называлась Bouquet de Dahlias («Букет георгинов»). Однако больше о ней нет абсолютно никаких сведений – с тех пор не было выпущено ни одной лампы этой модели, а в рекламных буклетах компании Берже того времени нет ни ее фотографий, ни упоминаний о ней.

Другие две модели ламп достаточны известны. Они выполнены в типичном стиле компании Lalique – прямые линии и великолепное стекло. Лампы выглядят достаточно массивными, поскольку специально изготовлены из толстого стекла, которое способно выдерживать высокую температуру.

Первая лампа, которая называется Artichaut («Артишок»), имеет шаровидную форму, на поверхности которой выступают очертания толстых листьев. В испанском рекламном буклете тридцатых годов эта лампа фигурирует под романтичным названием Temple d’Amour («Храм любви»). В наши дни практически невозможно встретить эту модель в абсолютно идеальном состоянии. Причина – ее необычная форма. Дело в том, что круглый стеклянный корпус этой лампы размещается без всякой фиксации прямо на диске с горелкой. Любой, даже самый незначительный наклон может привести к падению, последствия которого несложно себе представить. Поэтому, любой коллекционер, который найдет сегодня модель этой лампы в прекрасном состоянии, может считать себя настоящим счастливчиком. Даже в музее Анкары модель лампы Artichaut находится в полуразбитом состоянии. Кому-то может показаться удивительным то, что лампа Берже выставлена среди экспозиций турецкого музея. Дело в том, что ее прежним владельцем был знаменитый Мустафа Кемаль (Ататюрк), который считается основателем современной Турции.

Вторая лампа, которая называется Boutons d’Or («Золотой бутон»), имеет продолговатую форму. Глядя на эту лампу, создается впечатление, что она сделана из сахара. Стеклянная поверхность представляет собой барельеф из цветов; в сердцевине каждого цветка находится отверстие – это сделано специально, для нормального функционирования лампы. Она изготавливалась только из белого матового стекла (некоторые модели затем раскрашивались вручную). Лампа Boutons d’Or была настолько похожа на электрический светильник, что многие ее обладатели использовали ее скорее как ночник, нежели как аромалампу.

Помимо этой продукции, множество стеклянных флаконов, которые были изготовлены компанией Lalique для ламп Берже, используются до сих пор (в основном, в качестве парфюмерных горелок, либо просто флаконов для парфюмерии). Никто не знает, почему они перестали использоваться в своем первоначальном качестве.
С началом Второй мировой войны компания Lalique прекратила производство стеклянных флаконов для ламп Берже. Уже в самом начале войны фабрика, расположенная в Эльзасе, была закрыта немцами. В 1946 году сын владельца Lalique, которого звали Марк, возобновил деятельность компании, взяв бразды правления в свои руки. Однако по неизвестным причинам он не стал продолжать сотрудничество с компанией Берже. Таким образом, с того времени больше не было изготовлено ни одной лампы Берже с гравировкой Lalique.

SABINO (САБИНО)

Итальянский художник сицилийского происхождения Сабино считается очень значительной фигурой в сфере производства изделий из стекла. Вершина его творчества
приходится на тридцатые годы ХХ века. Особенно он прославился своей техникой отлива стекла, благодаря которой его изделия ставили в один ряд с изделиями компании Lalique. Ассортимент его продукции варьировался от простых изделий из стекла до настоящих произведений искусства, которые неоднократно выставлялись на международных выставках. Благодаря его сотрудничеству с лучшими архитекторами того времени, возникла новая концепция – «архитектура через свет». Специально для международной выставки 1925 года Exposition Internationale des Arts Décoratifs, которая проходила в Париже, он изготовил из стекла огромный фонтан (высотой в несколько метров) и целый набор мебели для столовой.

В конце двадцатых годов он считался уже признанным мастером по изготовлению изделий из стекла. Именно в это время компания Берже начала сотрудничество с Sabino. К сожалению, оно было недолгим – с 1927 по 1929 годы. Причина такого короткого сотрудничества неизвестна. На сегодняшний день известна лишь одна модель лампы Берже, которая стала результатом этого сотрудничества – она была изготовлена из белого матового стекла (некоторые модели были голубого цвета), и напоминала по форме модель Artichaut от Lalique. К сожалению, никакой информации о других моделях ламп Берже, изготовленных компанией Sabino, до наших дней не дошло.

КОНКУРЕНТЫ: LUSAC И ДРУГИЕ

К 1927 году, когда Жан-Жак Файо возглавил управление магазином L’Ozosenteur, на парижском рынке существовало два более или менее серьезных конкурента ламп Берже: магазин Dominé, который располагался на улице rue Bleue (торговал гигиеническими лампами), и магазин L’Ozonateur (здесь были представлены лампы, процесс действия которых был основан на изобретении доктора по фамилии Rubleff).

Благодаря масштабной рекламной кампании в журнале L’Illustration, которую Жан-Жак Файо успешно провел с 1927 по 1932 годы, о лампах Берже и преимуществах процесса каталитического горения узнали практически все. Безусловно, это нанесло серьезный удар по конкурентам – особенно тем, кто торговал приборами других принципов действия. В результате многие из них были вынуждены закрыть свой бизнес. Однако существовал один конкурент лампы Берже, на котором стоит заострить особое внимание – лампа Lusac.

Появление этого нового «игрока» на рынке гигиенических ламп явилось следствием конфликта, который возник из-за прав на получение патента. В результате этот конфликт вылился в громкий судебный процесс, банкротство и покупку торговой марки новым владельцем.

Основателем торговой марки Lusac был никто иной, как бывший работник компании Берже по имени Исаак Мизрахи, который родился в 1900 году в городе Салоники. В
середине двадцатых годов этот молодой человек занимался вопросами сотрудничества компании Берже с крупными парижскими универмагами. Все шло прекрасно вплоть до 1930 года, когда на двух разных людей было зарегистрировано два одинаковых патента. Эти патенты были связаны с улучшением работы ламповой горелки. Первый патент был зарегистрирован в июне 1930 года на имя Исаака Мизрахи, а второй (точно такой же) – в октябре того же года на имя Жан-Жака Файо. Как выяснилось позже, работник компании Берже просто присвоил себе результат работы своего начальника. Жан-Жак Файо уволил Мизрахи и подал на него в суд. После завершения судебного процесса Файо получил компенсацию за причиненные убытки, однако патенты все же были зарегистрированы в INPI (Бюро по регистрации промышленной собственности) на обоих участников этого дела. Таким образом, 16 февраля 1931 года патент был выдан Исааку Мизрахи, а уже на следующий день, 17 февраля – Жан-Жаку Файо.

Однако Мизрахи не стал ждать решения суда по этому делу. Еще в июне 1930 года он открыл в Париже магазин на улице rue Saint-Honoré, где стал торговать своими лампами, которые он назвал Lusac. Его бизнес развивался очень слабо, и уже в апреле 1932 года он объявил о своем банкротстве, а в октябре того же года – о полной ликвидации своей компании.

Тем временем, история торговой марки Lusac на этом не закончилась. К делу подключилась компания Pettens & Landry, которая располагалась в парижском пригороде Lagny. Эта компания занималась производством и продажей гигиенической продукции, и имела развитую торговую сеть и свои представительства на всей территории Франции. После объявления о ликвидации компании Мизрахи, руководство Pettens & Landry приняло решение о покупке патента и торговой марки Lusac.

Стоит отметить, что эта сделка не выглядела рискованной для Pettens & Landry, поскольку (как уже было сказано выше) компания обладала широкой и развитой сетью своих торговых представительств на территории Франции. А это, безусловно, обеспечивало ее новому продукту большие возможности и гарантировало успех.

В течение нескольких лет новый бизнес компании Pettens & Landry стремительно развивался, и постепенно лампа Lusac превратилась в главного конкурента лампы Берже. В середине тридцатых годов Pettens & Landry находилась на самой вершине своего успеха – компания открыла павильон в Galeries Lafayette (главном универмаге Парижа), и имела свои торговые площади не только на всей территории Франции, но и в некоторых франкоговорящих странах, включая Швейцарию и Канаду. Более того, благодаря хорошим связям Исаака Мизрахи, лампа Lusac была широко представлена в Сирии и Персии. Среди самых знаменитых клиентов компании Pettens & Landry были король Персии Реза Шах, а также еще несколько королевских семей. Для каждого из таких клиентов изготавливалась персональная именная лампа.

Флаконы ламп Lusac заметно отличались от ламп Берже. Недорогие модели Lusac были изготовлены из стекла, а дорогие и роскошные – из хрусталя (в основном, производства фирмы Baccarat). С другой стороны, за все время компания Pettens & Landry не изготовила ни одной лампы Lusac из фарфора.

ТЯЖЕЛЫЕ ВРЕМЕНА
1940 – 1949

Перед началом Второй мировой войны на рынке гигиенических аромаламп, основанных на принципе каталитического горения, существовало лишь два серьезных «игрока»: Lusac и Berger. Другие конкуренты, которые выпускали лампы под названиями Hygiène, Mortis, Erelbé, Ketma и Dominé, составляли совсем незначительную часть рынка Франции. Это может показаться несколько смешным, но перед самым началом войны были предприняты еще две (практически бессмысленные) попытки составить конкуренцию на рынке гигиенических аромаламп: первое изобретение называлось diffuseur électro-formogène Vidal, а второе – diffuseur électrique Formoz. Естественно, эти попытки были обречены на провал – оба этих прибора исчезли с прилавков уже в 1941 году.

Начало Второй мировой войны ознаменовалось практически полным развалом на рынке гигиенических аромаламп. Причиной этого стало, с одной стороны, полное исчезновение мелких производителей, а, с другой стороны, раскол рынка на две части, каждую из которых занимал один из двух основных «игроков».

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Начало Второй мировой войны совпало с трудностями, которые компания Берже испытывала в связи с мировым экономическим кризисом, коснувшимся Франции.

Ассортимент ламп Берже уже не обновлялся несколько лет, да и назревающий военный конфликт всячески препятствовал появлению в то время новшеств практически в любой сфере производства. Таким образом, вплоть до 1946 года компания Берже не выпустила на рынок ни одной новой модели.

Несмотря на это, до начала 1940 года компания Берже стабильно продолжала свою деятельность. Персонал магазина работал в прежнем режиме, однако уже стали ощущаться серьезные затруднения с поставками сырья – в первую очередь спиртосодержащих жидкостей и платины.

Вскоре начали возникать сложности и с производством стекла. Дело в том, что для его производства необходим свинец, который теперь практически весь стал уходить на военное производство – он использовался при изготовлении патронов, блиндажей и разнообразных средств защиты. Кроме того, в 1939 году правительство Франции установило дополнительный налог на производство стекла.

К тому же начался процесс всеобщей военной мобилизации, что в значительной степени коснулось всех предприятий, с которыми сотрудничала компания Берже. В итоге, перед оккупацией Франции производственные процессы на этих предприятиях были практически полностью приостановлены. К середине 1940 года потребность в спиртосодержащей продукции резко увеличилась (в три раза), поэтому было принято решение об увеличении налога на все спиртосодержащие продукты, включая и парфюмерные изделия. И все же компания Берже смогла «выжить» даже в таких сложных условиях. Это произошло, в основном, благодаря ее огромным запасам, а также продаже таких препаратов как Ozohone (противоклещевая соль).

В октябре 1940 года произошло ужасное событие, которое поставило компанию практически на грань краха. Оно явилось прямым следствием все той же войны – управляющий компанией Берже Жан-Жак Файо попал под колеса немецкой военной машины и получил серьезные травмы. К сожалению, через несколько дней он скончался от полученных травм.

Ситуация была настолько серьезной, что стоял вопрос о полном завершении деятельности компании Берже. К счастью, старший сын Жан-Жака Файо, двадцативосьмилетний Жильбер, который в то время работал инженером в компании Chantiers de l’Atlantique, расположенной в городе Saint-Nazaire, решил оставить свою работу и продолжить дело отца, возглавив компанию Берже. Это был очень ответственный и непростой выбор. Во-первых, дела компании находились в довольно плачевном состоянии, а во-вторых, Жильбер практически ничего не знал о том, как следует вести управление. Большую помощь в то непростое время ему оказал брат его жены Жорж Тьери.

Между тем, дела в компании Берже становились все хуже и хуже – в 1943 году резко сократилось производство ламп, накопленные запасы заканчивались, а в штате компании осталось всего лишь несколько сотрудников. Вскоре последовал новый «удар» — во время бомбардировки войсками союзников, по ошибке было частично разрушено здание фабрики Берже Courbevoie (на самом деле бомба должна была упасть на соседнее здание фабрики Hispano-Suiza, где производились двигатели для самолетов фашистской Германии). В здании были выбиты все стекла и разрушено несколько кирпичных стен.

Операция по освобождению Парижа от немецкой армии, которая завершилась 6 июня 1944 года, принесла с собой долгожданную надежду на скорое окончание войны, а вместе с ним и на возрождение компании Берже. Однако в следующие несколько месяцев предстояло проделать огромное количество работы, и эта работа была отнюдь непростой.

ДОЛГОЖДАННАЯ СВОБОДА

8 мая 1945 года было подписано соглашение о полном прекращении военных действий и безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Вторая мировая война закончилась. Однако долгожданная свобода, которую сотни миллионов людей так ждали в течение нескольких лет, очень быстро сменилась сложностями и проблемами послевоенного периода. Производство возрождалось очень медленно, ситуация в экономике была невероятно сложной. Во Франции практически все силы были направлены на жизненно важные сектора, а также на восстановление разрушенных зданий. Многие французы в первую очередь были озабочены вопросами поиска жилья и пропитания, и лишь потом думали о чем-то другом. Поэтому абсолютно естественно, что в подобной ситуации лампы Берже отошли на второй план.

Однако даже в такой сложной ситуации компания Берже сумела возродиться. В относительно короткий период Жильбер Файо сумел наладить дела компании – здание фабрики было отремонтировано, производственный процесс реорганизован, а все демобилизованные сотрудники восстановлены в своих должностях. До сих пор ощущались серьезные затруднения с поставкой сырья для изготовления ламп – в первую очередь это касалось платины, достать которую в послевоенные годы было практически невозможно. В это время практически весь бизнес строился на основе бартерных отношений, которые являлись основным средством сотрудничества до 1946 года. Единственным положительным моментом для компании Берже в это время явилось практически полное исчезновение всех конкурентов (за исключением лампы Lusac).

Стоит отметить, что после окончания Второй мировой войны состояние дел в компании Берже заметно отличалось от своего основного конкурента – компании Pettens & Landry, которая производила лампы Lusac. Все-таки за долгие годы своего существования компания Берже развила целую структуру бизнеса в сфере каталитического горения, и ее выживание в таких сложных условиях явилось следствием не только сопротивления во время войны, но и способности относительно быстро возобновить свое дело и восстановить розничную торговлю.

Что касается компании Pettens & Landry, то бизнес, основанный только на продаже ламп Lusac, был малорентабелен. К тому же, произошли еще два события, которые полностью убедили владельца компании Жоржа Петтена закрыть свое производство. Во-первых, во время войны были полностью разрушены производственные площади компании Saint-Gobain Desjonquères, где выпускались стеклянные флаконы для ламп Lusac, а компания Baccarat Cristalery в то время оказалась не готова к сотрудничеству с Pettens & Landry. А во-вторых, на мировом рынке появились первые аэрозольные распылители, и глава компании Pettens & Landry решил, что в ближайшем будущем они полностью вытеснят с рынка лампы, основанные на каталитическом горении.

Тем не менее, компания торговала лампами Lusac до начала пятидесятых годов – это были еще старые запасы, накопленные до Второй мировой войны. Итак, с мирового рынка исчез последний конкурент лампы Берже. Теперь компании Берже могли угрожать лишь две вещи: во-первых, появление на рынке абсолютно новых продуктов (аэрозольных распылителей, дезодорантов и т.д.), и, во-вторых (как следствие), возможное признание того факта, что лампа Берже просто морально устарела – ведь с момента ее появления прошло уже около 50 лет!

ТЯЖЕЛЫЙ ПРОЦЕСС ВОЗРОЖДЕНИЯ

Большинство производителей стекла, которые до начала Второй мировой войны поставляли свою продукцию компании Берже, либо совсем прекратили свою деятельность, либо были совершенно не готовы к возобновлению сотрудничества. Поэтому, первоочередной задачей для руководства компании явилось налаживание новых и возобновление старых контактов с поставщиками. Этот процесс начал постепенно налаживаться лишь в 1947 году. В это время компания могла предложить своим клиентам относительно ограниченный выбор моделей. Это были еще довоенные модели – одна из стекла, две из хрусталя и еще несколько моделей ламп из фарфора и керамики. Что касается роскошных и дорогих изделий – отныне о них было полностью забыто.

ОТКАЗ ОТ РОСКОШИ

Самые дорогие и роскошные модели ламп Берже, которые выпускались до начала Второй мировой войны, были изготовлены из хрусталя на фабриках самых известных французских производителей. Отказ от выпуска подобных изделий после окончания войны в первую очередь был обусловлен объективными экономическими причинами, а не желанием Жильбера Файо. Во-первых, общий уровень жизни в то время был достаточно низким. А, во-вторых, война достаточно негативно отразилась именно на большинстве компаний, которые специализировались на производстве так называемых «предметов роскоши». Особенно пострадали те производители, чьи производственные площади находились в зоне военных действий, а также те, которые использовали в своем производстве стратегическое сырье (свинец, платину и т.д.). Недаром именно такие компании как Lalique, Baccarat и Saint-Louis, фабрики которой были расположены в Лотарингии (Lorraine), закрылись одними из первых. Все производство хрусталя в послевоенное время было полностью приостановлено, а процесс его возобновления оказался довольно сложным и занял значительно больше времени, чем у других производителей «предметов роскоши». Именно по всем этим причинам компания Берже отказалась от выпуска дорогой продукции еще в 1940 году, и не стала возобновлять ее производство в послевоенный период.

«ВЫЖИВШИЕ» ПОСТАВЩИКИ

Среди производителей стекла и хрусталя (включая производителей из Чехословакии, чьи фабрики были разрушены во время многочисленных бомбардировок), Жильбером Файо было выбрано три компании, полностью подходящие на роль поставщиков и готовые к сотрудничеству. Они менее других пострадали во время войны; к тому же их производство не нуждалось в стратегическом сырье. Таким образом, начиная с 1946 года, фабрика по производству изделий из стекла Saint-Gobain, а также два производителя фарфора (фабрика Camille Tharaud из Лиможа и парижский дизайнер Поль Боскильон), приступили к производству моделей ламп, которые считались популярными еще до начала войны.

К 1948 году именно от этих трех поставщиков, а также еще от одного производителя изделий из фарфора Manufacture d’Art des Porcelaines de Couleuvre, производство которого было расположено в департаменте Алье (Allier), зависела вся деятельность компании Берже. В начале пятидесятых годов к ассортименту ламп Берже добавилось несколько моделей из хрусталя: Amphore от Baccarat, а также Orientale и Pyramide. За исключением Amphore, остальные модели из хрусталя находились в сегменте средней ценовой категории – на уровне моделей из фарфора. Существует мнение, что некоторые из этих моделей ламп Берже были изготовлены из Богемского хрусталя. Что касается ламп из стекла, то помимо компаний Saint-Gobain и Gilbert Failliot, поставщиком компании Берже в то время был парижский стекольщик по имени Saumont.

НОВЫЕ ВКУСЫ

Существует еще одна причина, почему среди ассортимента ламп Берже в послевоенное время появилось так много моделей из фарфора и керамики. Это было сделано специально для того, чтобы напомнить людям об удивительной атмосфере тридцатых годов. Ведь с приходом разнообразных новых производственных методов «искусство обжига» стало постепенно забываться. Именно благодаря разработкам таких мастеров фарфора и керамики как Camille Tharaud и René Buthaud, оно снова стало модным и популярным. Эти талантливые художники, которые создали множество невероятно сложных и великолепных работ, приняли участие в крупнейших международных выставках, и по праву заслужили известность и почет, по сути были настоящими энтузиастами. И все больше и больше людей интересовались именно их работами.

Послевоенное время подтвердило, что подобный энтузиазм был не просто очередным течением моды. Вкусы людей действительно изменились, и это произошло не только из-за экономических проблем, о которых говорилось ранее. Под влиянием этого явления попала и продукция компании Берже. К тому же, в послевоенные годы было значительно проще производить подобные изделия именно из фарфора и керамики.

В 1950-е годы, во времена повального увлечения пластиком и разного рода аэрозолями, популярность ламп Берже пошла на спад, и в начале 1970-х сын и наследник Жан-Жака Файо Жильбер продал компанию. Очередной расцвет начался для нее только в 1980-е годы. Появились электрифицированные лампы, а также коллекция Signatures, в которой каждое изделие создавалось вручную известными художниками и дизайнерами. Сегодня дизайнеры и парфюмеры изобретают новые формы, декоры и ароматы. Многие модели выпускаются ограниченными сериями и дополняются уникальными ароматическими композициями.

 

Распечатать